В 2016 году польская студия Bloober Team, известная по дилогии психологических хорроров Layers of Fear и недавней Blair Witch, выпустила очередной ужастик под названием Observer, но уже в новом для себя сеттинге киберпанка. В целом, игра была достаточно тепло принята критиками и игроками, а с нашим обзором вы можете ознакомиться где-то неподалеку. Сегодня же перед нами Observer: System Redux – ремастер, приуроченный к выходу систем нового поколения Xbox Series X|S и PlayStation 5. Разработчики получили отличный шанс поработать там, где были допущены ошибки, а доступные мощности свежих игровых платформ снимают технические ограничения, стоявшие перед командой в 2016 году. Что получилось, а что по-прежнему вызывает вопросы — расскажем в нашем обзоре.
Прежде всего, давайте вспомним, что собой представляет игра. Observer – это психологический киберпанк-хоррор, история которого строится вокруг судьбы Дэниела Лазарски – офицера полиции Кракова, прибывшего в один из жилых домов города в поисках своего сына. На месте Дэн обнаруживает, что в здании орудует убийца, зверски расправляющийся со своими жертвами, а здание, едва наш герой ступает на порог, закрывается на карантин, полностью изолируя офицера от окружающего мира. Теперь Дэниелу и, соответственно, игроку, предстоит прочесать весь дом, попутно исследуя локации в поисках зацепок и улик, а также беседуя с немногочисленными жильцами.
Если описать игровой процесс игры в двух словах, то Observer – это симулятор игры со скримерами. Геймплей всецело строится на исследовании локаций и решении простеньких головоломок. Попутно вам будут встречаться и побочные задания, которые вы будете получать от жильцов дома, читая чужую почту во встречающихся компьютерах или же просто попав в ту или иную локацию. При этом ремастер предлагает новые побочки, которых не было в оригинале.
Однако нельзя сказать, что квесты в игре действительно интересные и запоминающиеся. В большинстве случаев вам нужно сходить в другую квартиру, изучить локацию, поговорить с кем-нибудь из жильцов (непременно через закрытую дверь – замкнутостью людей разработчики, судя по всему, прикрывают свое нежелание работать над дополнительными моделями персонажей и анимациями) или почитать чужую почту.
Особняком стоят задания (как побочные, так и части сюжетного квеста), которые приводят главного героя к необходимости проникнуть в чужие воспоминания. Дело в том, что Дэниел — не просто офицер полиции, а тот самый Наблюдатель, которому доступна возможность подключиться к мозговому импланту и погрузиться, таким образом, в сознание носителя. Выглядит это как различной степени сюрреалистичности трип, в ходе которого перед вами предстанут определяющие моменты в судьбе исследуемого персонажа. К концу подобных этапов перед игроком выстраивается более-менее ясная картина о том, что же именно произошло.
Каждое такое погружение в чужие воспоминания выглядит по-особому, но, к сожалению, вся уникальность заканчивается на различиях в аудиовизуальном ряде. С точки зрения игрового процесса вам придется заниматься все тем же – много и нудно ходить. Да, раза три-четыре за всю игру вам будет угрожать монстр, желающий вашей смерти, но, во-первых, в такие моменты игра превращается в унылые прятки, от которых начинает тошнить буквально сразу, а во-вторых, за пределами таких этапов вам абсолютно ничего не угрожает.
Последнее – это вообще главная проблема Observer, равно как и той же Layers of Fear. Как только вы понимаете, что игра не ставит перед вами никакой угрозы, какое-либо напряжение тут же сходит на нет. Какой смысл вытягиваться в струнку на краешке кресла, если вы точно знаете, что главному герою ничего не грозит. При этом складывается впечатление, что это понимают и сами разработчики, ведь игра особо и не пытается вас пугать. Изредка вам будут встречаться невнятные скримеры, то там, то тут будут возникать сцены, призванные вас шокировать, но должного эффекта все это не оказывает. Игре просто лень вас пугать.
Основные изменения в ремастере постигли графическую составляющую. И здесь результат виден невооруженным глазом. Локации заметно прибавили в детализации, игра получила новые текстуры высокого разрешения, а система освещения была полностью переработана и теперь радует глаз объемным светом. Более того, на консолях нового поколения и ПК заявлена поддержка рейтрейсинга. Однако по какой-то причине последний на данный момент недоступен на Xbox Series X (версия для которой и была у нас на обзоре). Судя по всему, поддержка лучей будет добавлена в патчах, но на момент написания обзора RT-эффекты – консольный эксклюзив PlayStation 5. Но есть и другие отличия в консольных версиях игры. По какой-то причине только на Xbox Series X|S есть опция “4К”, повышающая разрешение игры и делающая картинку более четкой (на PS5 вместо этой опции в настройках включение и выключение рейтрейсинга). Проблема в том, что после включения 4К-режима System Redux начинает заметно тормозить, причем настолько, что играть становится неприятно. Понижение разрешения устраняет эту проблему полностью, но картинка становится более мыльной.
Observer: System Redux – это, с одной стороны, вполне добротный ремастер, который, если забыть о чехарде с графическими настройками в консольных версиях, предлагает заметно похорошевшую графику и щепотку нового контента, но с другой – это все та же игра со все теми же проблемами. Это не слишком внятный хоррор, который только страдает от формулы симулятора ходьбы. К 2020 году жанр оказался переполнен однотипными ужастиками, предлагающими одни и те же геймплейные решения. К сожалению, Observer: System Redux встает в один ряд с играми, о которых через год мало кто вспомнит.