Эксклюзивный для платформ Microsoft проект от французской студии Dontnod Entertainment получил скандальную известность еще задолго до своего выхода. Обещанные острые темы с первым в истории игр от крупных издателей центральным трансгендерным персонажем и геями на подтанцовке в окружении снегов и коренных народов Аляски вызывали настоящую бурю из ярких эмоций и вылились в исчезновение проекта из цифровых магазинов на территории России. Но конечный продукт хоть и заостряет внимание на проблеме трансгендерных детей, в своей основе пытается рассказать историю о прощении и исправлении ошибок прошлого.
Согласно сюжетной завязке Tell Me Why, среди лесов и холодных просторов Аляски жила обычная семья из матери-одиночки и двух дочерей. Сестры играли в фэнтези-игры, а мать потакала их увлечениям, придумывая удивительные истории про принцессу и рукастых гоблинов. Но в какой-то неожиданный момент их размеренная и спокойная жизнь пошла под откос. В тот самый мрачный вечер мать пыталась застрелить из ружья свою трансгендерную дочь Олли, которая в попытке самообороны нанесла ей раны, несовместимые с жизнью. Ну или такой была официальная версия этих событий. Десять лет спустя теперь уже трансгендерный мужчина Тайлер после долгой разлуки встречает сестру Эллисон и отправляется в старый дом, чтобы подготовить все к продаже. Но осматривая старые игрушки и вещи покойной матери, Эллисон и Тайлер понимают, что события той трагичной ночи были совсем иными — не такими, как им казалось ранее.
Детективное расследование и опрос знакомых и родственников наталкивают их на мысль о заговоре, который потребует невероятных усилий семейного дуэта для раскрытия. Впрочем, у бывших сестер есть сверхспособности – они могут оживлять картины прошлого, вспоминая важные для раскрытия тайны детали и использовать ментальную связь друг с другом в разговорах с ключевыми персонажами.
Если говорить про геймплей, то даже по сравнению с последними играми Dontnod Entertainment в Tell Me Why вас ждет минимальная интерактивность. Большая часть игры проходит в непропускаемых заставках, длинных беседах с выбором реплик и поиском предметов в условиях ограниченного уровня взаимодействия с миром. Сами эпизоды в целом получились неровными: первый создает хорошую интригу, заставляя вас следить за развитием сюжета, на втором авторы явно сдают, искусственно затягивая сюжет, а смена механик к третьей части вызывает желание расстроенно отложить в сторону контроллер.
И хотя авторы пытаются соблюдать баланс, представляя разные типы характеров в местных жителях, которые по-своему воспринимают переход Тайлера из девочки в мальчика, у этой части сюжета явно не хватает поддержки. Трансгендерный персонаж не делает историю лучше или интереснее и болтается здесь явно для привлечения внимания. На его месте мог бы быть обычный парень или гей.
Кстати, авторы по ходу развития повествования предлагают вам закрутить роман между трансгендером Тайлером и другом Эллисон — геем Майклом. Получается, что Олли стала мальчиком, чтобы закрутить роман с мальчиком, который любит парней. В общем, замыкая круг, как пелось в старой песни.
Большую часть истории брат находится в состоянии вялой меланхолии. Сестра Тайлера напротив вытягивает часть эмоциональных моментов и заставляет вас сопереживать семейной трагедии. Механика с поиском фрагментов прошлого и телепатия создают некоторое разнообразие, но этого мало. В отличие от Life is Strange, вы не можете изменить прошлое, и это лишает мотивации в переборе вариантов выборов диалогов. Да, здесь реально укрепить семью и определить будущее героев, их отношения с родными и друзьями, однако этого явно недостаточно, ведь центральная история той трагичной ночи из-за очень слабых клиффхэнгеров и открытий слабо побуждает к расследованию.
Зато графика в мире Tell Me Why сделала огромный скачок вперед по сравнению с предыдущими работами студии. Виды Аляски, инди-музыка и хорошо проработанные персонажи вместе с яркой постановкой сцен, как, например, в начале второго эпизода с дракой подушками, оставляют самое положительное впечатление. Ну и сама Эллисон – достаточно симпатичная героиня.
Tell Me Why – это больше PR-продукт, который страдает из-за стандартных проблем игр Dontnod Entertainment, когда интрига высасывается из пальца, а игровые эмоции достигаются за счет скандальности. Первый эпизод – один из самых сильных, но дальше игра скатывается в яму однообразия, скуки и уныния. И это печально, ведь ждешь от создателей оригинальной Life is Strange куда большего.