В последние несколько лет жанр японских ролевых игр вернул себе былую популярность и благосклонность критиков, по достоинству оценивших такие выдающиеся проекты, как Persona 5, ремейк Final Fantasy VII и Dragon Quest XI. Самым активным разработчиком на рынке JRPG остается компания Square Enix, которая, помимо развития своих легендарных серий, не покладая рук трудится над созданием и продвижением новых франшиз, среди которых Bravely Default. Первая часть и ее непосредственный сиквел под названием Bravely Second: End Layer вышли на Nintendo 3DS, а вот более амбициозное продолжение Bravely Default II авторы приберегли для консоли Nintendo Switch.
Основными источниками вдохновения для продюсера серии Томои Асано стали первые несколько частей Final Fantasy и оригинальная трилогия Dragon Quest на NES, таким образом идейную концепцию Bravely Default 2 можно охарактеризовать как возвращение к самым-самым глубоким корням жанра. Исполнение почти всех элементов игры отсылает нас в прошлое и сделано так, будто разработчики отыскали некое старинное учебное пособие по созданию “правильных, ортодоксальных JRPG без каких-либо современных примесей”.
Влияние традиционных для жанра клише заметно и касательно сюжета. Обычный моряк по имени Сет (вы вольны выбрать другое имя) терпит кораблекрушение и благодаря чудесному стечению обстоятельств оказывается спасен принцессой Глорией и ее верным телохранителем, седобородым сэром Слоаном. Впоследствии мы узнаем, что Сет на самом деле избранный герой Света, а вот мир находится в ожидании бедствия и только сила четырех таинственных кристаллов может предотвратить катастрофу. Конечно же, найти могущественные драгоценные камни желает не только движимая благородными мотивами принцесса, но и жаждущие власти над всем живым злодеи. Заручившись поддержкой весельчака и выпивохи колдуна Элвиса и его боевой подруги Адель, доблестные герои отправляются в полное опасностей приключение.
История в Bravely Default 2 довольно проста, наполнена массой наивных перипетий и явно не хватает звезд с небес, однако поведение персонажей не раздражает, а за их взаимоотношениями порой даже интересно следить. Пожалуй, больше всего радует полноценная озвучка всех сюжетных диалогов, причем для поклонников аутентичности предусмотрена возможность переключиться с несколько блеклой английской на по-театральному выразительную японскую речь.
Относительно визуального оформления ситуация достаточно спорная. Напомню, что ведущим художником первой части на 3DS был Акихико Ёсида, чей великолепный стиль знаком всем любителям жанра по таким шедеврам, как Tactics Ogre, Vagrant Story и Final Fantasy XII. В создании Bravely Default 2 он уже участия не принимал, но освободившееся место занял его духовный наследник Наоки Икусима, ответственный за эффектный арт-дизайн в Octopath Traveler — ещё одном успешном проекте Томои Асано и Square Enix для Nintendo Switch. Удивительно, что, имея в распоряжении таких мастеров своего дела, обе части Bravely Default выглядят несколько странно, и прежде всего из-за внешнего вида персонажей, выполненных в стилистике “чиби”, или, если быть точным “тиби”, что в переводе с японского означает “маленький”.
Подобная рисовка предполагает непропорционально большую голову, соразмерную туловищу. В классических двухмерных JRPG такой стиль имел определенный смысл — учитывая низкое разрешение, большие головы персонажей помогали придать спрайтовым моделькам более четкие эмоциональные черты. Примерно та же логика прослеживается и в первой Bravely Default, ограниченной мощностями портативной консоли, но в сиквеле на Switch авторы продолжили гнуть свою линию, сделав трехмерных, детализированных чиби-персонажей, которые на фоне красивых, словно нарисованных акварельными красками сказочных городов и реалистичных пейзажей природы смотрятся несколько нелепо. Объяснить данное решение можно лишь желанием разработчиков идти до самого победного конца в своем стремлении скопировать атмосферу старых JRPG и перенести на их на современные технологические рельсы. В целом игра смотрится приятно, особенно радуют вышеназванные виды городов и спецэффекты во время особо эпических атак. Печально, но технически всё отнюдь не так гладко. При игре через док-станцию на больших телевизорах заметны “лесенки” по краям объектов, размытые текстуры и даже падения частоты кадров в режиме исследования мира. Портативный вариант сглаживает некоторые моменты, но местами страдает от не слишком высокого разрешения и всё тех же торможений.
Здесь на помощь приходит великолепный саундтрек от Revo из японской музыкальной группы Sound Horizon, композитора первой части Bravely Default. Среди произведений превалирует эклектика с учётом предложенных обстоятельств: режим исследования сопровождается запоминающейся, приятной мелодией, которую не устаешь слушать по кругу, битвы проходят под бодрую музыку с использованием электрогитар и восторженных героических мотивов, свойственных многим JRPG, а подземелья нагоняют тревоги и легкой меланхолии. Самое главное заключается в том, что саундтрек не только не давит на уши при частом повторении одних и тех же треков — некоторые вещи хочется послушать отдельно от игры, даже если вы, кажется, знаете их наизусть.
Больше всего положительных эмоций в Bravely Default 2 дарит геймплей. Следуя заветам отцов жанра, карта игрового мира разделена на несколько зон: города, открытая местность и данжены, в роли которых выступают не только непосредственно подземелья и пещеры, но и другие локации, вроде домов, пустынных каньонов и древних руин. Поболтав со второстепенными персонажами в городе, набрав побочных квестов в духе “отнесите покушать моему мужу археологу”, накупив снаряжения, оружия и всевозможных микстур, герои отправляются неспешно исследовать яркий фэнтезийный мир, полный монстров и сундуков с сокровищами. В конце каждого сюжетного эпизода группа попадает в опасный лабиринт с фиксированными точками сохранения и боссом в конце. Отдельно стоит похвалить разработчиков за практически безупречный, интуитивный интерфейс, который, несмотря на большой объем информации и текста, не выглядит перегруженным. Вы всегда легко сможете сориентироваться и найти нужный раздел инвентаря, экран экипировки конкретного персонажа или быстро просмотреть текущие задачи.
В моменты встреч с врагами игра переходит в режим пошагового боя “стенка на стенку”. Главная особенность местной боевой системы — наличие специальных “очков храбрости” — Brave Points (сокращённо BP), позволяющих вашим персонажам осуществлять несколько действий за один ход, включая стандартные атаки, а также использование предметов и применение особых навыков, свойственных профессиям героев. Получать “очки храбрости” можно только одним способом — встав в защитную позицию под названием Default и пропустив ход. Отстояв пару-тройку ходов в обороне, персонаж сможет потратить накопленные BP, обрушив на противника цепочку атак или совершить череду других полезных маневров. Важным стратегическим моментом является возможность брать BP “в долг”, не тратя время на оборону, но стоит помнить, что в таком случае после завершения атаки вам придется пропустить столько ходов, сколько очков вы взяли, и всё это время персонаж будет абсолютно уязвим. Таким образом вам постоянно придется выбирать между осторожной оборонительной тактикой и резким нападением с открытым забралом, что может как принести вам быструю победу, так и закончиться крайне плачевно.
После успешных сражений общий уровень персонажа повышается отдельно от уровня его профессии, которую можно изменить в любой момент, причём никто не запрещает брать несколько видов специальности одновременно, располагая их в иерархии от основной к побочным, тем самым создавая весьма необычные комбинации. Данная система традиционна для многих JRPG, предлагая привычный для фанатов жанра набор: белый маг, чёрный маг, монах, воин, вор, бард, азартный игрок, охотник и так далее. Всего в игре чуть больше двух десятков профессий, которые вы должны открыть, побеждая боссов. Со временем вы сможете подобрать себе разношерстный отряд, способный решать самые сложные задачи.
При старте новой игры можно выбрать один из трёх вариантов сложности — баланс среднего уровня выдержан довольно неплохо, но иногда возникают проблемы. Если первые несколько часов пройдут для вас беззаботно, как лёгкий весенний бриз, то потом совершенно внезапно происходит резкий рывок сложности и вы встречаете босса, способного за один ход уложить спать всю вашу команду. Тем самым игра недвусмысленно предлагает отвлечься от основной сюжетной линии и пойти как следует прокачать свой уровень. Даже учитывая весьма богатые тактические возможности ведения боя, одолеть некоторых врагов без предварительного гринда практически невозможно, что с одной стороны искусственно затягивает повествование и несколько расстраивает, а с другой это можно расценить как неотъемлемую черту классических образчиков жанра, на которых так пытается быть похожа Bravely Default 2.
Для облегчения монотонного процесса гринда разработчики придумали особую ленивую механику, позволяющую вашим персонажам отправиться в плаванье на корабле, попутно собирая ценные ресурсы. Самое забавное, что играть в это время не потребуется — можно положить консоль на стол и спокойно пойти спать, а проснувшись собрать урожай опыта, повысить уровень и попытаться побороть босса ещё раз. Для тех, кто всё-таки упорно предпочитает прокачиваться вручную, авторы заботливо добавили возможность повысить скоростью боя в несколько раз. Как бы то ни было, готовьтесь провести некоторое время за гриндом, нравится вам это или нет.
Bravely Default 2 не предлагает никаких серьезных инноваций и совершенно не претендует на звание шедевра, однако это очень крепкий проект, который с особым трепетом и любовью сохранил теплую атмосферу классических JRPG, столь милую сердцу многих фанатов. Возможно, благодаря именно таким играм сохранится традиция и память о первозданных механиках и том фундаменте, на котором стоит целый жанр.
Бесплатная демоверсия игры доступна по ссылке в магазине eShop.