Независимые разработчики – важная часть игровой индустрии. Небольшим коллективам гораздо проще экспериментировать с жанрами и стилями, чем их коллегам из больших студий и крупных корпораций. В 2016 году поляки из команды SUPERHOT выпустили одноименную игру, в которой умело объединили минималистичный дизайн с шутером от первого лица и идеей остановки времени, как в четвертом эпизоде Braid. Этот эксперимент сразу же полюбился публике и прессе, что позволило разработчикам сначала портировать игру на все актуальные платформы, включая VR, а потом заняться производством самостоятельного дополнения SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE. Данный проект развивает идеи, заложенные в оригинале, и в этом обзоре мы разберемся, насколько удачно.
Сюжет практически не двигает историю первой части и в большей степени концентрируется вокруг своеобразного метаповествования. Практически с самого начала разработчики говорят, что ничего изменить не получится, а все, что происходит на экране – это лишь бессмысленное насилие. Эта идея будет проговариваться на протяжении всего прохождения много раз. Примерно через час можно увидеть финальные титры, но на самом деле именно в этот момент игра только начинается. Далее время от времени пользователя спрашивают: “Вы хотите большего?” и просят все время кликать на определенную кнопку для продолжения. С каждым нажатием вылетают слова “Super” и “Hot”, что поначалу кажется прикольной идеей.
После псевдо-финала появляется своеобразная карта, выполненная в стиле командной строки из DOS. Здесь нужно направлять курсор в специальные квадратики, на которых находятся наборы локаций, а после их прохождения открывается путь дальше. Это первое нововведение по сравнению с оригиналом. Теперь нет связанных друг с другом локаций, а вместо этого разработчики создали множество независимых друг от друга сцен, которые выбираются случайным образом во время старта всего набора уровней. Для того, чтобы продвинуться дальше на той самой DOS-карте, нужно пройти весь комплект сразу и на это дается несколько попыток. Количество сцен может варьироваться от четырех до почти двух десятков. В целом уровни небольшие, а прохождение одного занимает всего пару минут. Но если вы потратите все сердечки (попытки), то начнете с первого. Тут стоит учитывать, что набор уровней будет уже совсем другим. Кроме того, случайная расстановка противников и главного героя не дает заучить правильный порядок действий и привыкнуть к тому или иному отрезку. В целом такой подход вносит разнообразие в геймплей, но через пару часов игры одни и те же декорации все равно начинают утомлять.
Кроме этого, стоит отметить постепенно возрастающую сложность. В определенный момент SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE становится весьма непростой, поэтому в каком-нибудь из наиболее объемных наборов уровней можно надолго застрять, прежде чем удастся пойти дальше по карте. Даже с учетом того, что у игрока есть несколько жизней.
Второе нововведение – это своеобразная прокачка в виде “взломов” системы. По мере исследования карты можно получать различные способности, например, усиление рукопашки или превращение метательных предметов в осколочные гранаты. Список умений весьма обширный, но доступен он не всегда. Между некоторыми уровнями в том или ином наборе локаций есть специальные опции, где случайным образом выбираются два умения из списка, а игрок должен выбрать из них лишь один. Таким образом, если повезет, то вы сможете облегчить себе игру навыком “катана сразу” или “оружие сразу”. Не все способности кажутся очень полезными. Некоторые, такие как осколочная граната, способны навредить главному герою, если этот предмет неаккуратно бросить перед собой. Другие кажутся и вовсе ситуационными и по большей части бесполезными, вроде навыка, убивающего противника, если напрыгнуть на него сверху, как в Super Mario.
Несколько раз за игру также встречаются специальные ядра. Это модификаторы, позволяющие начинать SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE либо с увеличенным количеством жизней, либо с каким-то определенным навыком. Например, ядро "возврат катаны" позволяет стартовать каждую сцену вместе с японским мечом. Им можно не только разрубать на части врагов, но и бросать вперед, а потом притягивать, примерно как делает это Кратос с топором “Левиафан” в God of War (2018). У всех умений есть откат, поэтому без специального “взлома” нельзя использовать тот или иной навык несколько раз подряд. В целом ядра меняют подход к тактике и стратегии поединков, но не сильно облегчают задачу. Возможность бросать катану как бумеранг или перемещаться в тело врага немного упрощает игровой процесс, но это компенсируется постоянно увеличивающимся пулом уровней, которые нужно пройти подряд. Смерть главного героя здесь примерно такое же частое явление, как в играх серии Souls или различных roguelike-проектах.
Что касается врагов, то тут они бывают разных типов. Одни взрываются во время убийства, поражая осколками всё в радиусе досягаемости, другие уязвимы лишь в определенных частях своего тела. Ближе к концу появляются своеобразные мини-боссы, которых никак нельзя убить, что усложняет и без того непростую игру.
В остальном в плане игрового процесса SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE похожа на первую часть и сохраняет в себе элементы шутера и головоломки. Противники двигаются лишь тогда, когда действует главный герой и практически замирают, когда тот останавливается. Игрок должен все время грамотно оценивать ситуацию и взвешивать каждое свое действие. Боевая система позволяет выполнять различные трюки. Например, уклоняясь от пуль и ударов, можно перехватить оружие у одного врага, выстрелить во второго и бросить этот пистолет в третьего. А после завершения эпизода посмотреть на свои действия без замедления, что может выглядеть очень зрелищно и подстегивает действовать более изящно. В целом игровой процесс способен затянуть на несколько часов, однако несмотря на все время меняющиеся условия и возможности, в какой-то момент наступает усталость, особенно после очередной безуспешной попытки пройти дальше. Поэтому я бы рекомендовал проходить SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE короткими сессиями, чтобы сохранить свежесть восприятия и увлекательность до самого конца.
Несмотря на то, что игра постоянно прямым текстом говорит, что больше ничего не будет, после прохождения последних уровней на DOS-карте разработчики продолжают играть с метаповествованием и предлагают подождать 8 часов реального времени. В отличие от некоторых других проектов, тут нельзя переключить дату, чтобы ускорить процесс, а перевод консоли в режим “сна” приводит к обнулению счетчика. Я подождал до конца, оставив PlayStation 4 включенной на всю ночь, и без лишних спойлеров скажу, что это того не стоит. Если только вы не охотник за трофеями и ачивками. В остальном вся эта игра с метаповествованием, на мой взгляд, не дала никаких эмоций, кроме чувства недоумения от восьмичасового ожидания. Кого-то это и вовсе может сильно разочаровать.
SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE – классическое самостоятельное дополнение с некоторыми нововведениями. Разработчики не стали называть его сиквелом, но при этом постарались развить уникальную идею оригинала. Здесь появилась система случайного подбора уровней, которая позволяет перепроходить игру бесконечное количество раз, а своеобразная система прокачки в виде “взломов” и “ядер” вносит некоторое разнообразие в тактические подходы к той или иной ситуации. С другой стороны, эксцентричные решения в метаповествовании придутся по вкусу не всем. Но даже несмотря на спорные решения и эксперименты, с SUPERHOT: MIND CONTROL DELETE стоит ознакомиться всем любителям головоломок и необычных проектов.