Пока игровой мир содрогается от прихода консолей нового поколения, жанр битемапов продолжает вести себя так, словно прогресс остановился где-то на стыке приставок 8 и 16 бит. Хотя Scott Pilgrim vs The World: The Game — игра 2010-го года, выглядит и играется она так, словно запущена на старушке Sega Mega Drive, что нисколько ее не портит. Еще со времен Double Dragon на NES ритмичное избиение разноцветных панков с видом сбоку остается самым простым и задорным способом скоротать вечер с друзьями за одной приставкой.
Судьба Scott Pilgrim vs The World: The Game служит ярким примером несовершенства цифровой дистрибуции игр. Проект покинул просторы PlayStation Store и Xbox Live в 2014 году из-за проблем с правами на публикацию, а дисковой версии не существовало вовсе. Долгое время фанаты взывали к Ubisoft с просьбами вернуть задорный битемап по культовым в гик-среде комиксам на виртуальные прилавки. К 10-летнему юбилею игры лед треснул, Скотт Пилигрим снова появился на всех актуальных платформах, а издатель в ближайшее время грозится выпустить игру на физических носителях.
По всем признакам Scott Pilgrim vs The World: The Game — классический представитель жанра. Герой в одиночку или с охапкой друзей движется преимущественно слева направо и молотит агрессивную шпану. В ход идут кулаки, ноги и все подручные предметы. Надо заметить, интерактивность — одна из сильнейших сторон игры. Улицы буквально захламлены различной утварью: мусорные мешки, лопаты, зонтики, снежки, бейсбольные биты, катаны… Что уж говорить, даже нокаутированных противников можно подбирать и лупить ими наседающих хулиганов! Просто пнув какое-нибудь ведро, вы можете сбить им с ног неприятеля, но такой трюк работает и в обратную сторону. Враги не стесняются подбирать все вокруг и запускать игроку в лицо, даже если это сулит синяками для их товарищей. В горячке боя происходит настоящий бедлам: пока вы яростно машете бейсбольной битой в окружении противников, ваш друг запускает в толпу огромную льдину, которая, прокатываясь, сшибает с ног всех противников, вас, а отскочив от края арены, еще и возвращается к отправителю в виде удара по лодыжке. На фоне этого хочется отдельной строкой пристыдить разработчиков недавней Battletoads, которые даже старой доброй палкой помахать за всю игру не дали…
Противники в лучших традициях жанра разительно отличаются по тактике боя — кто-то толще других, кто-то более юркий, кто-то обучен техникам ниндзютсу, кто-то в костюме Годзиллы, а кто-то и вовсе является собакой. Боссы и вовсе устраивают феерию — девушка с катаной разрубает вагоны поездов и насылает иллюзии, здоровяк Тод Ингрэм сначала дает развлечься с парой своих ревнивых девушек (ну как развлечься… сразиться), затем гоняет нас по уровню убийственной игрой на электрогитаре, заставляет поучаствовать в соревновании на манер Guitar Hero, а потом организовывает бойню в подворотне, орудуя невесть откуда взявшимися щупальцами.
Боевая система полна различных тонкостей и скрытых механик, но все омрачает один нюанс. Дело в том, что любовь Ubisoft к прокачке и вылетающим циферкам зачем-то распространилась и сюда. Если поставить уровень сложности выше минимального, то вы неизбежно столкнетесь с необходимостью фармить монетки и набивать уровни, проходя одни и те же миссии по несколько раз. Монетки тратятся в местных магазинах на различную еду и предметы, улучшающие показатели героя. Посмотреть бонусы предмета до покупки нельзя, потому приходится изучать ассортимент методом фарма, проб, ошибок и еще раз фарма. Пока герой гол как сокол, движения будут жутко медленными, а урон по рядовым врагам будет такой, что они еще раз 5-6 поднимутся после нокдауна. Учитывая неумолимый рост параметров противников по ходу игры, уклониться от обязаловки в виде монотонного кача поможет разве что переключение на легкую сложность.
Но самое обидное, что без прокачки сама боевая система будет казаться скудной. Захваты с броском, удары с разбега, пинки по лежачим врагам, парирования и многие другие стандартные для битемапа приемы открываются постепенно. Если после прохождения вы решите попробовать другого персонажа, например, девушку Скотта Рамону, вас вновь встретят первый уровень, безденежье и кастрированный функционал героя. Учитывая, что список приемов у всех шести персонажей отличается минимально, такой подход только раздражает. Будь у игры строгий баланс с полностью открытым мувсетом как в Streets of Rage 4 или прокачка с минимальным влиянием на баланс аля Double Dragon Neon, вряд ли кто-то бы расстроился.
Стилистически игра выдержана безукоризненно. Рисовка почти дословно цитирует оригинальный комикс с поправкой на пиксельарт. Над внешним видом трудился аниматор и художник Пол Робертсон, приложивший руку к некоторым эпизодам “Симпсонов”, Gravity Falls, заставкам “Рика и Морти” и видеоиграм вроде той же Fez. По сюжету 23-летний канадский раздолбай, геймер и бас-гитарист Скотт Пилигрим влюбляется в девушку Рамону, но чтобы завоевать ее сердце, необходимо отметелить семерых ее бывших. Фабула нарочито дуболомная, ведь ставка сделана скорее на антураж, юмор, атмосферу США 90-х годов и тысячи тысяч отсылок ко всей гик-культуре, особенно всему, что касается классических видеоигр. В секретных уровнях мы колотим кубы с монетками из серии Super Mario, боссы отчаянно устраивают психоделику в стиле “Акиры”, а в один момент разработчики впихнули точную копию огромного робота из первого уровня Contra Hard Corps. Композиции группы Anamanaguchi прекрасно подкрепляют общею атмосферу ностальгического бедлама, однако, за крутым саундтреком почти неразличимы все остальные звуки. Удары и вовсе практически не слышны, а ведь смачный звук тумаков — основа аудиального блаженства любого битемапа.
Уровней в игре лишь 7, но они вышли крайне насыщенными и довольно продолжительными, каждый отличается своей тематикой и эпичным боссфайтом под занавес.
Не стоит питать каких-то иллюзий относительно приставки “Complete Edition”. Обновленная версия не принесла ничего нового, лишь вобрала несколько режимов из халтурных DLC, которые надоедают за пару десятков минут, хоть и позволяют быстрее прокачать персонажа.
Хотя подобные игры куда веселее проходить в компании за одним экраном, разработчики не забыли добавить онлайн-режим. “Добавить”, подчеркну, но нормально реализовать… увы, не смогли. Мало того, что игра по сети даже на консолях требует регистрации в Ubisoft Connect, так и работает все на редкость отвратительно. Постоянные вылеты в меню с ошибкой делают прохождение таким способом практически невозможным, потому кооператив остается привилегией нарушителей карантинных мер.
Вернувшаяся из небытия Scott Pilgrim vs The World: The Game была и остается похвальным битемапом на вечер. Определенные проблемы с онлайном, балансом и неуместной ролевой составляющей несколько омрачают картину и не позволяют ей встать в один ряд с отличной Street of Rage 4. Но всем, кто изголодался по задорным кооперативным мордобоям, следует немедленно взять игру на карандаш.