Вместо того, чтобы начинать обзор на Wasteland 3 уже набившим оскомину тезисом о том, что когда-то именно эта серия, а не Fallout породила такую концепцию ролевых приключений, как “постапокаллиптическая RPG”, давайте лучше взглянем на игру под другим углом. В 2014 году релиз Wasteland 2 силами студии InXlile Entertainment во главе с небезызвестным Брайаном Фарго был событием необычным и вызывал интерес самим фактом своего свершения – древняя серия, первую часть которой помнят разве что совсем уж махровые олдфаги, возрождена при поддержке игрового комьюнити. А вот третья часть на сегодняшний день – это то, к чему мы уже давно привыкли, ведь ранее мир получил по две части серий Divinity и Pillars of Eternity, которые также создавались на средства поклонников. Так что разработчикам нужно действительно постараться, чтобы заинтересовать фанатов жанра, которые не очень изголодались по подобным играм. Получилось? Давайте разбираться.
Wasteland 3 не является прямым продолжением сиквела, хоть и постоянно напоминает о событиях предыдущей игры. Прошло пять лет после того, как ИИ “Кочис” был уничтожен рейнджерами Аризоны. Теперь последние столкнулись с острым продовольственным кризисом. В этой ситуации как нельзя кстати пришлось приглашение некоего Патриарха из заснеженного Колорадо, который обещает решить проблемы рейнджеров взамен на помощь в удержании власти в регионе. При этом противостоят ему его же собственные дети, а рейнджеры в обмен на помощь в виде продовольственных и человеческих ресурсов должны разбушевавшихся детишек нейтрализовать. Способ выбираем на свое усмотрение. Конечно же, грех отказываться от такой щедрости.
Рейнджеры снаряжают конвой, с успехом попадающий в засаду, из которой уносят ноги лишь несколько человек. Честно говоря, о сюжете сложно говорить много. Ему здесь уделено довольно мало времени, а дальнейшее развитие событий весьма предсказуемо и читается чуть ли не с первых часов игры. Более того, главный сюжетный квест в традиционной для жанра манере забрасывается в дальний угол как только нас отпускают на все четыре стороны исследовать окрестности. Дополнительных миссий довольно много и большинство из них как минимум занятные. Они предполагают несколько вариантов решения проблемы, а некоторые еще и повлекут за собой определенные последствия. Не вдаваясь в спойлеры, в качестве примера могу отметить, как на одном из заданий события из банальной жалобы хозяйки квартиры на шум соседей вылились в итоге в возможность создания… клона одного из главных героев. И да, изначально под вашим контролем не один, а два персонажа. В первую очередь такое решение продиктовано реализацией в игре режима кооперативного прохождения. При этом каждый игрок берет под контроль половину отряда, который теперь насчитывает до шести бойцов, не считая спутников и животных, которых можно приручить.
Wasteland 3 представляет собой изометрическую RPG с пошаговыми боями. Нельзя сказать, что геймплей здесь плох или неинтересен, но очень многие элементы были аккуратно подсмотрены в других популярных проектах последних лет. Например, бои с первых минут заставят вас вспомнить Divinity: Original Sin и последние части XCOM с ее системой укрытий двух типов и нелепым рандомом вероятности попадания (хотя, стоит признать, промахов при 95% вероятности успеха здесь ощутимо меньше). Помимо исследования локаций и участия в сражениях, вам предстоит преодолевать большие расстояния на глобальной карте региона при помощи Кодьяка – гусеничного вездехода (который, к слову, в ряде случаев может быть седьмым членом отряда в вооруженных стычках). Во время таких поездок между населенными пунктами и точками интереса вам также будут попадаться случайные события: случайно сгенерированный бункер, обыскав который вы можете разжиться снаряжением разной степени ценности, отряд противников, боя с которым, при наличии соответствующего навыка, можно избежать, или просто странствующий торговец, который поможет пополнить запас патронов и аптечек без необходимости возвращаться в ближайшее поселение.
Ролевая система предполагает взаимодействие трех веток развития героев. Параметры персонажа, вроде силы, скорости, восприятия и так далее напрямую определяют такие аспекты, как, например, сколько очков действия вам будет доступно в бою, насколько больно вы сможете ударить или насколько велика вероятность попадания в цель. Навыки – это более специфические умения, которые в совокупности позволяют сформировать специализацию того или иного члена отряда. Здесь и умение убеждать собеседника (варианты манеры общения были сокращены до двух в сравнении с предыдущей частью), и умение обращаться с различными видами оружия, и возможности оказания медицинской помощи, а также практически незаменимые способности взлома замков и компьютерной техники. Но что самое важное – от степени развития навыков зависят скилл-чеки в диалогах. Впрочем, здесь они жесткие. Прокачан пункт до требуемого уровня? Соответствующий вариант развития диалога будет доступен безо всяких вероятностей. А проверки умений в Wasteland 3 будут встречаться буквально на каждом шагу, так что не лишним будет позаботиться о том, чтобы ваш отряд охватывал весь набор скиллов, благо игра в этом плане дружелюбна и позволит прокачать все, что нужно, при условии, что не будете галопом мчаться по сюжету. Ну и третья ветка прокачки – это таланты. Тут все просто. Это или пассивные перки или же активные умения, которые применяются в бою. Дополнением к личным атрибутам персонажей является система репутации. В мире игры существуют несколько крупных фракций, с которыми отряду так или иначе придется взаимодействовать. Отношение к вам будет складываться исходя из решений, которые вы принимаете во время прохождения квестов, затрагивающих интересы какой-либо из сторон, и в итоге может иметь серьезные последствия. К слову, отголоски ваших действий, хоть и будут прослеживаться то тут, то там, но в целом очень слабо меняют развитие событий. Даже важный сюжетный выбор в конце игры заставит вас поразмыслить не столько над тем, на чью сторону встать, сколько о том, какие персонажи после этого останутся в отряде, ведь уйти могут те, кого вы так старательно прокачивали на протяжении сорока с лишним часов.
Техническая реализация проекта весьма неоднозначна. В первую очередь нельзя не отметить, что по сравнению со второй частью прогресс налицо. Аккуратный и симпатичный интерфейс (в инвентаре, правда, все свалено в одну кучу, ну да ладно), полностью озвученные диалоги, некое подобие катсцен в диалогах с сюжетно важными персонажами – в общем, Wasteland 3 всеми силами пытается походить на современную дорогую игру. Но при этом вас ждет местами разочаровывающая графика, огромное количество багов разной степени критичности, а также проблемы с производительностью. Мы протестировали версии игры для Xbox One X и PS4 Pro. На обеих консолях наблюдались ощутимые просадки фреймрейта при общем ограничении в 30 кадров в секунду, что вдвойне досадно, учитывая невысокое качество визуальной составляющей, а также просто чудовищный инпут-лаг при управлении персонажем. По сравнению с Wasteland 3 даже Red Dead Redemption 2 курит в сторонке – настолько неотзывчивое управление в игре.
Звуковая составляющая в Wasteland 3 тоже не без проблем. Иногда во время боев пропадают звуки выстрелов и встречаются артефакты. Но при этом озвучена игра весьма неплохо, а музыкальное сопровождение порадует уникальными композициями в особо важных сюжетных моментах, что отлично создает нужное настроение.
Wasteland 3 – это ни в коем случае не плохая и даже не посредственная игра. Видно, что разработчики старались. Перед нами проект, способный увлечь десятками интересных квестов с нелинейным подходом к достижению цели, имеющий удобную и понятную ролевую систему и предлагающий десятки часов вполне себе олдскульного ролевого геймплея. Но при этом вторичность многих идей, а также посредственная техническая реализация – это явно не то, чего мы ждали от третьей части.