В отличие от большинства компаний, входивших в число крупнейших JRPG-создателей в былые времена, Square Enix не забывает свои корни. Ярчайший представитель жанра постоянно напоминает нам, сколько замечательных тайтлов имеет в загашнике и радует ремейками и ремастерами. В то же время Sega, Capcom и Konami напрочь забыли о чудесном наследстве, а Atlus и Bandai Namco изредка предпринимают попытки тряхнуть стариной, но слабовато. По сути, мы не видим даже простейших переизданий номерных Shin Megami Tensei, Digital Devil Saga и двухмерных Tales of.
Если раньше количество превалировало над качеством, то теперь разработчики стараются ответственно подойти к делу. Блины комом попадаются и сейчас, чего только стоит нелепый ремастер Secret of Mana, второй части саги о древе Маны (наш обзор по ссылке), но можете вздохнуть спокойно: сегодняшний пациент здоров и не страдает многочисленными болячками и нарушениями.
Ремейк Trials of Mana, о котором пойдет речь в этом материале, знакомит игроков с третьей частью серии, которую в оригинале англоязычная аудитории ранее видела лишь в составе сборника Collection of Mana, появившемся в 2019 году (наш обзор по ссылке).
Безусловно, первое что бросается в глаза — это графика. Проект был тщательно трансформирован из 2D с видом сверху в полноценное 3D с использованием движка Unreal Engine 4. Вкупе со сказочным визуальным стилем любовно перенесенное богатство биомов и бестиария радуют глаз. Всё узнаваемо, но в то же время новые штрихи позволяют взглянуть по-новому на прежнюю игру. К сожалению, с технической стороны имеются шероховатости. Если версия для PC и PS4 работает стабильно на 60 кадрах в секунду, то на Nintendo Switch оптимизация хромает и местами при скоплениях врагов встречаются просадки. Кроме того, некоторые текстуры окружения вблизи довольно мутные, что бросается в глаза при просмотре роликов на движке. Подгрузки текстур тоже иногда дают о себе знать.
Однако многочисленные анимации различных приемов и чудеснейшие эффекты, вроде дыма и пара сглаживают общую картину. Отдельно хочется похвалить освещение. Оно отличается в зависимости от источников света, будь то фонарные столбы, факелы или солнце, и на окружающих объектах это заметно по характерному свечению.
Главной изюминкой повествования является разветвленная история игры. На старте вы выбираете из шести персонажей основного героя и двух дополнительных, от лица которых будет вестись рассказ. Решение влияет не только на последовательность нарратива, но и определяет, с какой из нескольких пар злодеев вам предстоит схлестнуться в итоговой битве. Чтобы новый сопартиец не выглядел свалившимся с неба, теперь можно поиграть в его пролог, что позволяет лучше его узнать и глубже вникнуть в лор.
Игра задействует на полную катушку новый визуал применительно к героям. Они выделяются уникальными анимациями и стали ощущаться живыми благодаря озвучке. За пределами роликов персонажи высказывают мнение по поводу сюжетных событий или обсуждают условия пребывания в локациях, комментируя жар песков или опасности пещер. Увы и ах, скромный бюджет наклыдывает нюансы — английское озвучение совершенно бездарное. Встречаются лучи света в лице короля Вальсены и Анджелы, но в целом слабо. Настоятельно рекомендуем сразу выбрать японскую озвучку, благо соответствующая опция изначально доступна. Местами она хоть и нарочито комично звучит, но гораздо лучше ассоциируется с кастом персонажей, а многие знатоки аниме порадуются знакомым сэйю.
Настроиться на нужный лад помогает и захватывающая музыка Хироки Кикуты. Начиная с заглавной темы, предрекающей масштабные приключения в духе Dragon Quest и The Legend of Zelda, и заканчивая эпичными темами боссов с динамичным ритмом и расслабляющими трелями в городах новая оркестровая аранжировка позволяет ощутить все оттенки переливчатого саундтрека. Если же кому-то больше по душе midi-звук и хочется окунуться в детство, то в меню есть переключатель между старыми и новыми версиями композиций.
Трехмерная составляющая привнесла изменения в структуру игры. Локации довольно-таки просторные, и загрузки происходят только при входе в новое место, будь то данжен, город или замок. Во многих подземельях появились местные ловушки, которые вносят разнообразие в прохождение, вроде скользкого пола из-за льда или платформинга в ядовитых болотах. Сегменты с пазлами были расширены, добавив свежую щепотку челленджа даже ветеранам серии. Для упрощения бэктрекинга в зонах появились шорткаты, что особенно приветствуется во второй половине игры, когда приходится посещать места былой славы. Исследовать каждый закоулок здесь особенно приятно, так как кроме разветвляющихся путей можно вдоволь насладиться обстановкой, учитывая вертикальность некоторых мест и активное использование прыжка, отсутствовавшего в оригинале. Всё это в совокупности делает эксплоринг под стать заправской экшен-адвенчуре в духе The Legend of Zelda. Кроме того, на локациях теперь прячется кактус Li'l, знакомый поклонникам по Legend of Mana. Он осыпает вас наградами за вскрытие своего местонахождения, причём очень весомыми — от скидок в магазинах до прибавки опыта, улучшения карты и других бонусов.
Переработанная боевая система кардинально меняет восприятие. Если раньше во многом приходилось действовать по наитию, разбираться самому и подолгу ковыряться в многочисленных меню, то теперь всё стало интуитивно и наглядно. Хочется поблагодарить разработчиков за максимально тезисные краткие пояснения с изображениями обучающих подсказок вместо долгих унылых туториалов как часто бывает в RPG. При подобной перспективе важна удобность контроля персонажей, и авторы постарались сделать все максимально комфортным. Дальность приближения камеры и чувствительность ее поворота, а также возможность пропуска анимаций умений и скрытия элементов интерфейса — все это поддается настройке. Кроме того, при покупке новой экипировки можно сразу ее надеть на всех нужных героев, в некоторых местах сокращен бэктрекинг, дают пропускать повторяющиеся ролики.
Начало боя происходит при столкновении с монстрами, гуляющими по локациям. Нажатием задних шифтов осуществляется переключение на лету между тремя героями партии. Есть быстрые удары, которые складываются в цепочку атак как для нанесения урона отдельным врагам, так и по площади. Мощность сильных выпадов зависит от времени зажатия кнопки, они пробивают броню и накапливают больше шкалы спецприема. Появившаяся функция прыжка активно используется для ударов в воздухе. Заклинания, скиллы и предметы можно назначить на один из четырех хоткеев, закрепленных на комбинации шифта и четырех кнопок геймпада. Интересный факт: схожий подход к боевке наблюдается и в Final Fantasy VII Remake, вместе с другими факторами, вроде внимания к анимациям героев. Складывается ощущение, что у Square появились общие стандарты для всех ремейков, что похвально.
Удары в спину повышают шанс нанесения критического урона. А если вы не хотите гриндить, то можно весьма быстро убежать из боя, сместившись к границе экрана. Кольцевое меню инвентаря всё так же на месте, но теперь быстрее вызывается, список занесенных предметов и умений легко настраивается, а игра ставится на паузу при его вызове. АОЕ-атаки боссов теперь подсвечиваются красной областью в виде конусов и прочих линий — словом, действует это как в ММО, после индикации у вас есть немного времени среагировать. Учитывая то, что боссов здесь весьма много даже по меркам JRPG, это упрощает жизнь и делает сражения более тактическими. Главным образом вам необходимо разобраться с паттерном атак боссов, научиться от всего уворачиваться вовремя и успевать бить в нужный момент в уязвимую точку для того, чтобы их оглушить и удариться во все тяжкие в полной мере.
За успешное убийство врагов вы также получаете бонусы к опыту при выполнении некоторых условий, таких как отсутствие урона, финиш спецприемом и быстрота расправы.
У соратников, управляемых ИИ, есть множество настроек поведения — 5 вариантов выбора цели, тактики поведения в бою, а также условия использования лечебных предметов, спецударов и скиллов. Особенно актуально на высоком уровне сложности, который можно менять по ходу игры.
Прокачка осуществляется путем распределения очков атрибутов при получении уровней на такие направления, как сила, выносливость, дух, интеллект и удача. На специальном экране расписано, что дается при достижении определенного количества вложенных очков. Это как прибавка к самому параметру, так и различные способности. Они делятся на пассивные, активные и цепные. Последние — новый тип умений, которые можно использовать любому из героев в независимости от класса. Они открываются также после беседы с некоторыми необычными NPC. Баланс соблюдается в ограничении одно умение — один герой. Все умения надеваются как экипировка в определенные слоты, количество которых растет с обретением нового класса. Их огромное множество и все они позволяют лучше кастомизировать персонажа под свой вкус — от увеличения параметров до повышения урона, улучшения активных скиллов и других полезных вещей. Среди активных способностей не только атакующие и защитные приемы, но и специализированные для определенных классов, наподобие повышения агрессивности супостатов в сторону героя.
Магия завязана на постепенном обретении заклинаний через освобождение восьми элементальных духов по ходу прохождения сюжетной линии. Таким образом, игра стимулирует не зацикливаться на одних атрибутах и пробовать разные подходы в прокачке.
Каждый герой характеризуется начальным классом со своими плюсами и минусами. Но с новым способом прогрессии простор для кастомизации стал гораздо шире. Всё так же по достижении 18 и 38 уровня можно сменить класс, пойдя по светлой или темной ветви развития. При втором улучшении класса потребуется еще специальный предмет.
Вместе со всеми новшествами смена профессии теперь еще более стратегическое решение, так как кроме стандартного повышения параметров и новых умений, вы больше углубляетесь в выбранной стезе. Это как поддержка через баффы и дебаффы, так и собственно лечение сопартийцев, отведения на себя урона танкованием и другие преимущества. В данной версии авторы добавили по два новых класса каждому герою, соответственно по одному темной и светлой стороны.
Чтобы облегчить выбор и дать простор для экспериментов, как инвестированные очки атрибутов, так и обретенные классы можно сбросить у специальных NPC за плату. Появилась опция смены костюма — теперь они не привязаны к моменту смены класса, всегда можно вернуться к любому из них.
На месте и фирменная механика по выращиванию предметов из найденных на локации семян. Чем больше вы выращиваете, тем выше уровень волшебного сундучка и лучше полученные награды.
Появился новый контент после завершения сюжета. Загрузив сохранение, вы сможете посетить свежее длинное подземелье, узнав новые детали о персонажах с эпичной кульминацией в финале. Там вы сможете прочувствовать весь потенциал мощнейших новых классов.
В режиме New Game + наследуются уровень и способности, а также появляются новые умения, которые возможно выучить только на повторных прохождениях, что еще значительнее повышает реиграбельность вместе с возможностью выбора других героев, прохождения с новыми событиями и другими классами.
Если бы Square оставила только оригинальную японскую озвучку, а свободные средства направила на полировку графики и имплементацию мультиплеера, получился бы идеальный ремейк. Хотя это все равно прекрасный пример обновления классики. Верный заложенным идеям уникальный проект засиял новыми красками из-за здравых дополнений в нужных местах. Увлекательная и доступная каждому Trials of Mana берёт за душу атмосферой искренней сказки, разнообразием геймплейных элементов и реиграбельностью. Будем надеяться, что Square Enix впредь будет столь же тщательно подходить к оживлению любимого всеми наследия.