Наконец-то подходит к концу сумасшедший 2020 год, который приучил нас носить разноцветные маски, обсуждать чипизацию населения, потенциальную гуманитарную катастрофу, закулисные происки богатых компании и мирового правительства. По невероятному стечению обстоятельств нынешний год совпал со временем действия настольной игры Cyberpunk 2020, ставшей источником вдохновения для польской студии CD Projekt RED при создании ее самого амбициозного проекта Cyberpunk 2077, обещающего перевернуть наши представления о возможностях видеоигр как в плане развития технологий, так и подаче сюжета в жанре RPG. На первый взгляд «Киберпанк» кажется причудливой, фантастической антиутопией, но на самом деле гораздо ближе к реалиям сегодняшнего дня, чем мы об этом подозреваем.
Оригинальная настольная игра, придуманная Майком Пондсмитом в 1990 году, рассказывала о неприглядном мире будущего, где власть захватили конкурирующие между собой частные корпорации, поглотившие все сферы жизни общества ради личной выгоды. Находясь под куполом циничных монополий, люди стали делиться на мелкие классы, коммуны, группировки и банды. Закон и порядок канули в лету. Помимо этого, человек стал рабом высоких технологий и навсегда изменил своё тело, вживив в него кибернетические имплантаты и чипы, тем самым отдав свой разум в лапы искусственного интеллекта. CD Projekt RED с большим уважением развивает наработки Пондсмита, расширяя лор вселенной «Киберпанка» и адаптируя его под нужды огромной игры в жанре RPG.
Следуя самым прогрессивным тенденциям современного мира, в редакторе персонажа нам позволяют создать абсолютно кого угодно, но только не мужчину или женщину. Половой признак теперь упразднён, а вместо него на выбор предоставлены разнообразные гендерные свойства, от голоса до гениталий, которые можно смешивать между собой в произвольной манере. Таким образом никто не мешает сделать накачанного, бородатого мужлана с вагиной между ног или нежное создание с хрупкой женской фигурой, суровым низким басом и длинным достоинством — любой каприз за ваши деньги, включая фигурную стрижку паховой области. Вместе с этим выбор личностных характеристик персонажа на первый взгляд весьма ограничен — три варианта предыстории: кочевник, дитя улиц, корпорат и стандартный набор навыков вроде силы, реакции, умения обращаться с техникой и так далее. Необходимо уточнить, что избранная предыстория не является простой формальностью, дающей пару уникальных реплик, а полностью видоизменяет начальную стадию игры. Тем не менее, очевидно, что авторы не собирались делать ролевую игру с абсолютно нейтральным персонажем, как, например, в Fallout: New Vegas, но из-за отсутствия в Cyberpunk 2077 Геральта из Ривии, решили дать игроку чуть-чуть больше свободы выбора в плане создания протагониста.
При этом главный герой по имени Ви остаётся цельным сюжетным героем, обладающим прописанным характером и сложившимся мировоззрением — слепить оголтелого маньяка или кроткого святошу не получится. Он грубоватый, но обаятельный, обладает обостренным чувством справедливости и необходимой долей сарказма. Ему легко сопереживать и легко принимать его как собственное альтер-эго, но, конечно, Ви откровенно не хватает харизмы седовласого охотника на нечисть. Но у CD Projekt RED нашёлся туз в рукаве — Джонни Сильверхэнд в исполнении Киану Ривза. Это настоящий герой мечты: себе на уме, дерзкий, опасный бунтарь, безбашенный рокер и просто отличный парень. Его появление в сюжете преподнесено неожиданно и со вкусом — остаётся только снять шляпу перед сценаристами. В целом, внушительный ансамбль побочных персонажей прекрасен под стать третьему «Ведьмаку». Авторам не потребовались долгие экспозиции и натянутый психологизм, чтобы создать действительно ярких и запоминающихся героев. Именно человеческие взаимоотношения — их хрупкость и ценность в обстоятельствах безумия техногенной антиутопии — являются центральной темой сюжета Cyberpunk 2077.
Сохраняя основной базис ролевой игры в открытом мире, разработчики активно заимствуют элементы из других проектов, в частности, кинематографичные погони и эффектные скриптовые сцены как в Uncharted или неспешные поездки на машине с разговорами в стиле Grand Theft Auto. Киберпанк постоянно меняет темп и динамику игры: некоторые секции подталкивают к скрытному прохождению, другие наоборот кидают вам на голову тяжеловооружённых противников или бросают в пучину ураганных перестрелок — здесь даже есть свой вариант босса-вертолета.
Помимо всего прочего, нужно заниматься исследованием локаций, сбором улик и взломом оборудования, управляя процессом через скрытые камеры или оказавшись в «брейнденсе» — системе виртуальной реальности, позволяющей переживать настоящие физические ощущения, просматривая и прослушивая заранее записанные на камеру видео. Большинство жителей Найт-Сити используют эту технологию для реализации своих эротических фантазий, а вот игрок сможет получать через неё полезную информацию о грядущем задании, изучая окружение и подслушивая разговоры нужных людей.
Квесты традиционно подразделяются на основные и побочные, хотя иногда они настолько тесно связаны между собой, что порой сайд эмоционально воспринимается как часть главной истории. Большинство сюжетных миссий имеют многоступенчатую структуру, аккуратно выстраивая интригу и планомерно раскрывая повествовательные слои, подводя игрока к кульминационным моментам, попутно позволяя влиять на исход определённых событий, хотя, не будем лукавить, Cyberpunk 2077 всегда будет держать вас в рамках той истории, которую изначально задумали авторы. Также в игре присутствует система репутации, которую вы зарабатываете, выполняя поручения от местных преступных банд, контролирующих различные районы города. Не обошли разработчики вниманием и любителей зачищать карту от знаков вопроса и прочих мелких однотипных активностей по типу «найди, обезвредь, убей, принеси».
Приличная часть геймплея посвящена вождению, и в этом отношении Cyberpunk 2077 напоминает Grand Theft Auto IV с ее вязкой моделью поведения транспортных средств. Для пущего реализма вы можете путешествовать по Найт-Сити с видом из кабины, но удобнее всего наблюдать машину со стороны, чтобы случайно не сбить случайных пешеходов. Автомобиль и мотоцикл можно купить или же попросту угнать, если ваш персонаж обладает необходимым показателем силы. Правда, перед этим стоит хорошо два раза подумать, иначе есть вероятность поймать пулю от высокоуровневых полицейских — «Киберпанк» не совсем подходящая игра для беспредела на дорогах. Во время затяжных поездок вы сможете послушать местные радиостанции, предлагающие отличный выбор музыкальных жанров на любой вкус, причём все они умело стилистически вписаны в футуристический сеттинг. Как и в случае с нашей любимой Плотвой из Ведьмака, Ви способен в любой момент подозвать своего железного коня к себе на расстоянии — в «Киберпанке» это обусловлено наличием автопилота и больше не выглядит как архаичная условность игровой механики.
Механика стрельбы не вызывает раздражения в контексте гигантских размеров игры, но явно не дотягивает до флагманов жанра шутер. Особенно это заметно в плане искусственного интеллекта противников, которые хоть и обучены кидать гранаты, прятаться за укрытиями, а также иногда обходить с тыла, но чаще всего ведут себя как среднестатистические болванчики, с радостью подставляющиеся под ваши пули. При прохождении стелсом вы сможете легко пользоваться классической тактикой — положи тело одного врага на видном месте, и к нему по очереди обреченно будут подходить новые жертвы. Убивать тут, кстати, не обязательно — всегда есть безвредные средства ведения боя, хотя путь пацифиста как всегда самый сложный и замороченный. Помимо огнестрела и тихих удушений сзади, в «Киберпанке» вы можете стать мастером кулачного боя, а также использовать всевозможные катаны, дубинки и так далее. Боевая система продумана грамотно и позволяет вам наносить быстрые и сильные удары, ставить блок, парировать, контратаковать и резко уклоняться вбок. Честно говоря, такой метод расправы с недругами оказался намного более веселым, нежели стрельба. Если вы в принципе брезгуете приближаться к противникам, то на выручку придёт система взлома, с помощью которой вы сможете на расстоянии устраивать разнообразные пакости: ломать камеры наблюдения, турели, оружие и даже чипы, имплантированные в головы врагов, заставляя их страдать от боли или нападать на своих. Ви в свою очередь уязвим к хакерским атакам так называемых «нетраннеров» — специалистов по взломам чужих мозгов.
Конечно, вариативность прохождения опасных участков присутствует, но в гораздо меньшем объёме, чем, скажем, в Deus Ex или Dishonored. Скорее всего, это связано с более прямолинейным дизайном локаций, что вполне объяснимо, учитывая общие размеры игры. Гораздо более отчетливый акцент сделан на диалоговой системе, благодаря которой вы сможете избегать ненужных стычек и менять течение сюжета. В игре нет правильных и неправильных ответов, зачастую вам вовсе не дают прямых подсказок к благоприятному исходу разговора, так что приходится действовать самостоятельно, пытаясь выбрать наиболее адекватную реплику исходя из ситуации и личности собеседника. Кого-то стоит хорошенько умаслить, кому-то нравится честность, другие легко ведутся на обман, ну а в крайнем случае всегда можно угостить особо упрямых граждан отборными тумаками.
Отдельно стоит отметить, что CD Projekt RED, наконец, преодолела недуг очень многих RPG, когда постановка диалогов сводится к беседе двух восковых статуй, стоящих друг напротив друга. В «Киберпанке» почти каждый разговор является частью сюжетной мизансцены, где персонажи занимают наиболее естественные позиции для конкретного эпизода, например, если вам назначена встреча в баре, то общаться с визави вы будете сидя за столиком, а не стоя посередине помещения, а в случае динамичной сцены персонажи свободно перемещаются по локации, при этом стройность диалога не нарушается и вы можете выбирать варианты ответа прямо на ходу.
А как же, спросите вы, пресловутый отыгрыш роли? Надо признать, что в этом смысле многие бывалые фанаты «чистых» RPG могут оказаться разочарованы, ведь уже из указанных выше особенностей понятно, что игра заточена на вполне конкретную историю с небольшими отклонениями тут и там. Не стоит ожидать полной свободы выбора и возможности быть кем угодно, хамить на похоронах, убивать детей и решать вопросы, минуя основную канву сюжета, хотя, безусловно, многие моменты имеют нелинейную форму.
Элемент прокачки в данном отношении работает довольно просто — для начала вы тратите полученные очки опыта на улучшение базовых характеристик, что даёт вам доступ к особым умениям типа быстрого взлома дверей, терминалов, повышенные шансы запугать или убедить некоторых персонажей в диалогах и так далее. После этого вы можете перейти к апгрейдам на древе способностей — тут хранится целая библиотека небольших перков, значительно повышающих шансы на выживание в Найт-Сити. Отметим также, что ваша прокачка не синхронизируется с противниками, поэтому если поначалу вы будете со смаком огребать почти от всех, то в конце, находясь на высоком уровне, сможете подобно терминатору выкашивать целые отряды или просто проходить у всех под носом незамеченным.
Подводя итог геймплейным механикам, в сухом остатке мы имеем весьма интересную картину. С одной стороны, «Киберпанк» старается сохранить некоторые ключевые черты жанра ролевой игры, но с другой с большим удовольствием привносит в него множество, казалось бы, совершенно чуждых моментов, вроде скриптовых сцен с ярким эффектами, где вы не контролируете происходящее, или аркадные пострелушки из стационарного пулемёта с бесконечными патронами. Наверное, неправильно было бы вешать на Cyberpunk 2077 какие-то ярлыки — лучше просто принять проект таким, каким он есть и наслаждаться поистине великолепной работой авторов над сюжетом, квестами и игровым миром.
Когда впервые оказываешься на улицах Найт-Сити, сразу становится понятно, что наступило новое поколение видеоигр. Масштаб и уровень детализации поражает — поначалу чувствуешь себя словно клоп в разноцветном муравейнике. Поднимая глаза наверх, вы видите как роскошные, футуристические небоскрёбы утопают в лучах солнца — они действительно кажутся огромными и недосягаемыми, в то время как узкие, грязные подворотни, где под ногами хрустят тараканы, вызывают ощущение тесноты, духоты и мерзости, сочащейся из всех щелей. Улицы заполнены прохожими разного возраста, телосложения и социального статуса: жирными богачами, подтянутыми бизнесменами, напудренными проститутками, простыми работягами, бандитами и так далее. У многих ещё сохранились человеческие лица, но есть и те, кто променял их на кибернетические импланты.
Повсюду кипит жизнь: от дешёвых киосков быстрого питания идёт смрадный пар, слышна ругань соседей, раздаются выстрелы, воют полицейские сирены, в то время как гламурные зеваки разглядывают витрины, охранники обсуждают извращённые пристрастия своих хозяев, орут уличные пророки, а в темных углах корчатся в конвульсиях наркоманы. Все это гудит, бурлит и клокочет перед вашими глазами, создавая неповторимую атмосферу города-антиутопии. Даже без каких-либо очков виртуальной реальности вы чувствуете себя частью фантастического мира, словно оказались внутри фильма «Бегущий по лезвию». Симуляция хаотичной жизни мегаполиса выполнена на новом качественном уровне, до которого придётся изо всех сил тянуться всем остальным — мы точно не видели раньше ничего подобного.
С наступлением ночи город окрашивается в ядовитые цвета неоновых вывесок, а злачные районы, казавшиеся мрачными при солнечном свете, под покровом тьмы выглядят настолько реалистично и неприятно, что хочется скорее убежать в свою убогую квартирку, залиться химозным виски и больше никуда не выходить. Однако делать это придётся — сюжет игры откроет перед вами устрашающую изнанку Найт-Сити с его борделями, бандитскими кварталами, унылыми промзонами, свалками и пустошами, окружающими город. Опускаясь на самое дно этого паноптикума, вы будете встречать все более отмороженных личностей, по сравнению с которыми рядовые головорезы покажутся заблудшими овечками. Добиться нужного эффекта разработчикам удалось благодаря серьёзному прогрессу в плане анимации и детализации персонажей, которые двигаются и эмоционально реагируют настолько убедительно, насколько это возможно за пределами кинематографических катсцен.
К сожалению, всегда найдётся ложка дёгтя, портящая всем праздник. В случае с Cyberpunk 2077 это чрезмерное количество всевозможных багов, графических артефактов и прочих технических неполадок. За небольшой промежуток времени нахождения в игре можно собрать полную коллекцию золотой классики: персонажи висят воздухе, проходят сквозь стены, бьются в припадках, появляются из ниоткуда и исчезают в никуда, сквозь горизонт прорезаются мигающие текстуры далеких объектов, пропадают некоторые звуки, а частота кадров может внезапно упасть до нуля без всяких на то причин. Неудивительно, что ещё до выхода в свет обзоров разработчики успели подготовить патч практически размером с целую игру, а в первый день после официального выхода появится ещё одна заплатка, судя по всему, ещё больше и тяжелее. Для обладателей консолей это будет скачиваемый патч, в то время как на ПК изменения уже будут встроены в релизную версию. Учитывая грандиозные масштабы игры и сложность реализации всех ее составных частей, цепляться за технические огрехи хотелось бы в последнюю очередь, но ситуация была настолько аховая, что мы вынуждены скинуть один балл в оценке, пока игру не починят до приемлемого уровня, что в принципе может случиться уже сразу после релиза 10-го декабря.
Отдельно хотим поблагодарить компанию ASUS, предоставившую нам игровой ноутбук ROG Zephyrus Duo, оснащённый процессором Intel Core i9 и видеокартой семейства NVIDIA RTX, что позволило нам оценить «Киберпанк» на высоких настройках графики при комфортной производительности. За исключением вышеуказанных багов, игра демонстрирует хороший уровень оптимизации при серьезных нагрузках. Визуальная сторона не перестает удивлять даже через неделю прохождения — каждый уголок Найт-Сити сделан как будто вручную, а всевозможные эффекты освещения, дыма, отражения и игра теней создают потрясающее ощущение присутствия.
Несколько примеров кадров от NVIDIA и CD Projekt RED с эффектами трассировки лучей и без них:
Без RTX
С RTX
Без RTX
С RTX
Без RTX
С RTX
Без RTX
С RTX
Без RTX
С RTX
Если The Witcher 3: The Wild Hunt воспринимался как эпичная кульминация творческих усилий польской студии на фундаменте доморощенной фэнтезийной вселенной, то Cyberpunk 2077 скорее выглядит как смелый, прорывной проект с большим бюджетом, где беспрецедентная проработка игрового мира соседствует с обидными техническими багами и парой неоднозначных геймплейных решений. Как кажется, главной задачей CD Projekt RED было рассказать захватывающую историю в нетривиальной стилистике, но так, чтобы игрой смогла насладиться как можно более широкая аудитория, а также продемонстрировать потрясающие графические технологии, с помощью которых геймдизайнеры смогли воссоздать на наших экранах пугающе реалистичный мир будущего. Сомневаемся, что у кого-то возникнут сомнения в качестве нового творения CD Projekt RED, но если такие есть, то спешим предупредить — вы рискуете пропустить проект, который навсегда разделит игровую индустрию на до и после.